Московские новости 29 марта 2012

Леди Макбет не уездного масштаба
Фестиваль Ростроповича открылся Шостаковичем

Юлия Бедерова

Во вторник, в день 85-летия Мстислава Ростроповича, в Большом зале Консерватории открылся ежегодный фестиваль его имени. В этом году он особо насыщен, выполнен в грандиозных масштабах и продлится до 27 апреля. Фестиваль организован правительством Москвы и Фондом культурных и гуманитарных программ Мстислава Ростроповича (руководитель фонда и фестиваля Ольга Ростропович) при поддержке Министерства культуры РФ, а при такой протекции программа просто обязана была выглядеть значительно и серьезно. Впрочем, адекватно распорядиться средствами и административной поддержкой не каждый может.


Расписание фестиваля поражает воображение публики, привыкшей к одному-двум ударным мероприятиям в рамках даже огромных фестивальных проектов. Так щедро оно усыпано событийными гастролями и эстетическими происшествиями, начавшимися прямо со старта проекта.

Нужно было только пережить торжественную часть с традиционно развернутыми и приподнятыми объяснениями «нашего дорогого и непременного Бэлзы», как отозвался министр культуры Александр Авдеев, с долгими и единодушными аплодисментами в адрес Галины Вишневской и ее спутников, среди которых как всегда Наина Ельцина, прослушать искренние речи, в том числе министра: «Фестиваль – не просто приношение маэстро, но достойнейший памятник ему. И дату одного выдающегося деятеля культуры мы отмечаем музыкой другого такого же. Это центральное событие нашей культурной жизни». А то несколько странное обстоятельство, что стартовало оно в неполном зале, не отменяет его удивительных качеств.

Легендарная «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича – это несколько часов напряженной драмы, нелегкой музыки и таких же тяжелых, выразительных, поэтичных и саркастических текстов. Лишенная театрального измерения опера в концертном исполнении с участием прекрасных певцов, Юрловской капеллы и мало известного широкой публике оркестра «Русская филармония» (за пультом – младший из выдающейся дирижерской династии Дмитрий Юровский), могла бы стать и трудным испытанием, и парадной фреской одновременно. Но превратилась в очень красивую вещь отменного музыкального качества и по-своему ритуального, литургического свойства. «Леди Макбет» будто «отслужили». Мелкие детали мизансцен, которые певцы могли себе позволить в густонаселенном сценическом пространстве (как священник вытирал платком пот со лба умирающего Бориса Тимофеевича, и себе заодно), казались обрядовыми. Вокал и оркестр — одновременно взвинченные и экономные (несколько часов весьма суровой драмы в концерте как будто диктовали такую экономность) – удивляли неожиданной сыгранностью и единством «служебной» интонации, когда все знают, что и как должны делать, знают зачем и знают, что раньше времени не уйдут.

Отличный получился состав исполнителей  –  за мариинскую приму Татьяну Павловскую уже заранее можно было не волноваться. Катерина  –  это ее роль, ее голос, ее фигура. В ней есть сдержанная страсть, мощь, взвинченность и нежность. Свежий тенор Сергей Поляков, летом неплохо участвовавший в «Опералии» Доминго, борозды не испортил. Борис Тимофеевич (Владимир Ванеев) немного чаще оказывался скрыт за массой оркестра, чем хотелось бы, но партию сделал стопроцентно выразительно. Максим Пастер просто не мог не быть шикарным Зиновием Борисовичем – сладкоголосым, иронично представленным и несчастным. И хорошо звучал оркестр, усиленный по замыслу Дмитрия Юровского оркестрантами из Великобритании, но демонстрировавший приличную сыгранность.

Британские оркестранты – как раз то, что московской публике скоро предстоит на фестивале, когда зал наверняка будет заполнен до отказа. Ближайшее событие в расписании  –  гастроли Лондонского филармонического оркестра. За пультом –  худрук ЛФО Владимир Юровский, а солировать в одном из двух концертов приглашен австрийский пианист Рудольф Бухбиндер, один из главных героев мировой фортепианной сцены. Две программы ЛФО – одна другой красивее. 1 апреля в академичных красках, но, можно быть уверенными, не пыльных интерпретациях – Пятый «Императорский» фортепианный концерт Бетховена и Четвертая симфония Брамса, нельзя пропустить. 2 апреля – раритеты в любимом Владимиром Юровским исследовательском духе – музыка Прокофьева к «Ивану Грозному» Эйзенштейна и к спектаклю по Шекспиру, Шоу и Пушкину «Египетские ночи», поставленному Таировым в 1934 году с Алисой Коонен. В представлении заняты Чулпан Хаматова и Константин Хабенский, актерский и светский блеск которых наверняка не заслонит красоты события и музыки. Потом на фестивале еще Темирканов с «Заслугой», Оркестр де Пари с Пааво Ярви (14 апреля), возвращение Максима Венгерова к скрипичной карьере (21 апреля), ГАСО с до-мажорной мессой Моцарта и Оркестр академии Санта-Чечилия. Вполне выдающийся список, редкий для наших мест своим соответствием статусов организаторов и участников.

© Международный фестиваль «Неделя Ростроповича в Москве», 2010 — 2020