ИЗВЕСТИЯ 28 марта 2012

«Катерина Измайлова» обрела Славу
Певцы и музыканты выдержали взгляд маэстро Ростроповича

Сергей Уваров

В Большом зале консерватории стартовал Третий Международный фестиваль Мстислава Ростроповича. В этом году его открытие приурочено к 85-летию великого виолончелиста и дирижера. Произведением, выбранным для этого события, стала «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича в концертном исполнении (первая редакция оперы, впоследствии переименованной в «Катерину Измайлову»).

Выбор не случаен: именно Ростропович — близкий друг композитора — вернул миру оригинальную версию 1932 года, впервые записав ее на пластинки в 1978-м в Лондоне, и затем неоднократно исполнял по всему миру, в том числе в Москве.

Символично, что именно силами музыкантов симфонических оркестров Великобритании решено было укрепить коллектив Дмитрия Юровского «Русская филармония», которому выпало непростое испытание сыграть сложнейшую партитуру Шостаковича. Задача тем более ответственная, что многие гости слышали «Леди Макбет» в исполнении самого Мстислава Леопольдовича.

Вечер открыли телеведущий Святослав Бэлза, министр культуры Александр Авдеев и художественный руководитель фестиваля Ольга Ростропович. Официальные лица ограничились традиционными банальностями. Стоячей овацией зал почтил царственную Галину Вишневскую –  «лучшую Катерину Измайлову», как отметил Бэлза в своем приветствии.

После таких слов солистке Мариинского театра Татьяне Павловской, певшей Катерину, было особенно тяжело выходить на сцену, хотя сравнение с сидящей в зале примой все равно было неизбежно. И поначалу казалось, что аристократичная Павловская его проигрывает. Ее красивый голос звучал хотя и богато, но не так выразительно и правдиво, как голос Вишневской в известном фильме-опере «Катерина Измайлова».

Однако чем дальше, тем больше певица входила в образ. Удачным штрихом стало эффектное раздевание — узнав об измене Сергея, Катерина скинула черное пальто и предстала в ярко-красном платье: жертва превратилась в мстительницу-фурию.

Из остальных солистов вне конкуренции был Андрей Попов в роли Задрипанного мужичонки. Небольшая сцена БЗК оказалась тесной для его темперамента, и он, спрыгнув с помоста, задействовал партер. Последовали заразительному примеру и музыканты консерваторского брасс-ансамбля. Промаршировав мимо Вишневской и министра, они выстроились в шеренгу и оглушили зрителей первого ряда отборными tutti.

Несмотря на отличную акустику реконструированного Большого зала, оркестр под управлением Юровского временами звучал крикливо и заглушал вокал, да и детали симфонической ткани при таком натиске терялись. Впрочем, как и слова — певцам все же следовало уделить больше внимания дикции.

Однако в целом маэстро Юровский и весь коллектив музыкантов справились с задачей достойно. Перед Ростроповичем, взиравшим на сцену и зал с огромной фотографии на органе БЗК, было не стыдно.

© Международный фестиваль «Неделя Ростроповича в Москве», 2010 — 2020